Enya...Когда-то давным-давно, в детстве я услышал этот голос. Я не знал, кто это и что это, но я чувствовал, что это - магия. Магия, пришедшая в наш мир... На всю музыку стиля нью-эйдж огромное, просто необозримое влияние оказали три женских образа: Лиза Джеррард (Lisa Gerrard), чей голос проникает в самые темные и мрачные глубины души; Лорина МакКеннитт (Loreena McKennitt), символ бесконечного, бьющего через край праздника жизни; и Эния (Enya) - печаль и радость, мистика и романтика, магия и светлая-светлая любовь. Путь к успехуЭния родилась 17 мая 1961 года в небольшой деревушке Доре, в местности Гвидор (графство Донегол) в Ирландии. Полное ее имя - Eithne Ní Bhraonáin, что на русском звучит приблизительно как "Эния Бреннан". Семейство Бреннанов славилась на весь Донегол своими музыкальными традициями и усердно прививало их молодым отпрыскам, каковых насчитывалось аж девятеро (Эния была шестым ребенком). Воспитание дало свои результаты: в 1968 году старшие братья Энии Киаран и Пол (Ciarán & Pól Ní Bhraonáin) вместе с дядюшками Падрайгом и Ноэлем О'Дугайнами (Pádraig & Noel O'Dúgáin) организовали группу "Дорский клан", впоследствии ставшей знаменитым Clannad. Вскоре к группе присоединилась самая старшая сестра Маире (Máire Ní Bhraonáin, впоследствии Maire Brennan), а в 1980 году - и Эния, только что закончившая школу. На долю Энии достались клавишные, а также фоновые подпевки (известные как back-vocals). С ее участием Clannad записал два альбома: "Crann Ull" (1980) и "Fuaim" (1982). Однако вторые роли не устраивали молодую и талантливую девушку. В 1982 году Clannad решил расстаться со своим менеджером Ником Райаном (Nicky Ryan), а Эния - с Clannad'ом. Не долго думая, она переехала в Дублин к Нику и его жене Роме (Roma Ryan), после чего начались долгие попытки найти свой путь в музыке. Композиции Энии попадают в сборник "The Touch Travel" (1984). Вскоре после этого продюсеры фильма "Принц-жаба" ("The Frog Prince") решают пригласить Энию писать музыку к этому фильму. В конце концов, в самом саундтрэке от Энии осталось довольно мало - всего две песни в оригинальном исполнении да еще несколько композиций, исполненных другими людьми, - но в титрах было четко указано: композитор - Enya Ni Bhraonain. Так началась земная слава имени Enya. В 1986 году BBC решает снять документальный шестисерийный фильм об истории и культуре кельтов и ее влиянии на нас. Композитором к сериалу пригласили Энию, и не пожалели: музыка Энии легла на фильмы как нельзя более удачно. Воодушевленная успехом, Эния выпускает первый сольный альбом, который, не мудрствуя лукаво, так и назвала: "Enya"; в альбом вошли лучшие композиции из музыки к сериалу "Кельты". Увы, работа прошла мимо внимания мировой публики; однако в хит-парадах родной Ирландии она поднялась до первых мест. Критики отнеслись к ней достаточно благосклонно, хотя и указали на ряд недоработок. Вскоре после этого Эния подписала контракт с Робом Дикинсом (Rob Dickins), главой WEA Music UK. Роб специализировался на продвижении интересных, но "тяжелых" артистов, и его появление было как нельзя кстати. С его поддержкой буквально за год был написан следующий альбом, "Watermark", и выпущен сингл "Orinoco Flow" (хотя изначально этого и не планировалось), который получил просто невероятный успех. Об Энии заговорили во всем мире... ТворчествоСама Эния утверждает, что за этим громким именем - Enya - стоят три человека, и вклад каждого из них неоценим. Эти люди - собственно Эния, композитор и исполнитель; Ники Райан, аранжировщик, менеджер и продюсер; и Рома Райан, автор всех слов к песням. Тяжелым и кропотливым трудом, длительными прениями и долгими месяцами работы дома и в студии эта троица достигла невиданных высот. Может, это покажется странным, но процесс написания музыки для Энии необычайно тяжел. При работе она часто сочетает в себе упрямство и нерешительность. "Я трачу часы на обдумывание того, что последняя вещь, которую ты пишешь, будет последней вещью, которую ты напишешь вообще, - рассказывает певица.- Я просто не могу прекратить, остановить все, а потом вернуться и продолжить работу над музыкой или сделать что-то еще". Поэтому работы Энии выходят достаточно редко, раз в три-пять лет. И поэтому они все доведены практически до совершенства. Одной из особенностей творчества Энии являются языки. Эния совершенно свободно поет на английском, родном гэльском и латыни; кроме того, отдельные песни исполнены на валлийском, испанском и даже на синдарине, придуманном Дж.Р.Р. Толкиеном эльфийском языке. Другая особенность связана с самой работой. Эния фанатично выверяет каждый фрагмент своих композиций. И при этом пишет для альбома ровно столько вещей, сколько потом на альбоме выходит. Этим она отличается от многих других музыкантов, которые пишут много, а потом отбирают лучшее. Эния не может писать много. Она сразу пишет лучшее. А потом, после финальной записи, не может себя заставить снова прослушать свои произведения... Дискография
Вокруг первого мирового альбома Энии завязано много всяких историй. Его успех был громким и неожиданным. Новая музыка легла на душу самых разных людей по обе стороны Атлантики: и в консервативной Европе, и в радикальной Америке. Сингл "Orinoco Flow" держался на первых местах хит-парадов многих стран более трех месяцев, а сам альбом удостаивался и золота, и платины. И это несмотря на то, что работа вышла полуабстрактная, совмещая в себе эфирные звуки синтезаторов, романтически звучащее фортепиано и мистическое многоголосье (для записи латинского "хора" в "Cursum Perficio" понадобилось более сотни звуковых дорожек с голосами Энии!). Разумеется, папарацци такого простить не могли, и на свет божий была извлечена история о том, что, дескать, певица-то наркотиками баловалась, потому-то и вышло у нее что-то эдакое запредельное... Разумеется, воспитанная в патриархальных традициях Эния никаких наркотиков не принимала. В действительности все обстояло так: по приезду в Лондон для микширования и записи последнего варианта альбома Эния сильно повредила колено. И поэтому во время работы приходилось сидеть, держа больную ногу на подушках, и все время принимать сильные болеутоляющие. Возможно, это и сказалось на альбоме (во всяком случае, мне песни "Exile" и "Evening Falls..." кажутся излишне печальными. А под "Cursum Perficio" я традиционно читаю стихи Эдгара По - в самый раз получается...). Впрочем, после выхода "Пастушьих лун", второго альбома, папарацци были вынуждены замолчать, поскольку альбом получился такой же сильный, а у Энии при записи было отменное здоровье... Есть у Энии еще одна привычка, вредная с точки зрения фаната. Через некоторое время, чаще всего через год, после выхода альбома "ирландская фея" выпускает его улучшенный вариант. В 1989 году выходит вторая версия альбома "Watermark", в которую Эния добавила еще одну песню: вторую часть "Storms in Africa", с полновесным английским текстом.
Второй альбом Эния выдержала в том же стиле и в той же структуре, что и первый. Красивая открывающая инструменталка, за ней - сильная песня. Примерно то же количество песен на английском, гэльском и латыни. Альбом получился очень светлый и жизнерадостный. Песню "Caribbean Blue" лично я считаю наилучшей вещью Энии. Текст композиции "How can I keep from singing" заимствован из фольклора, а "Ebudae" основано на уникальных народных песнях женщин Гебридских островов. Самой оригинальной вещью, пожалуй, является "Afer Ventus", в которой латинский текст читается в два слоя, один на другом, благодаря чему действительно достигается эффект ветра. ...И через год после выхода, в 1992 году появляется следующая версия альбома. В новом варианте композиция "Book of Days" заменена ее улучшенной версией с английским текстом; эта песня вошла в саундтрек к кинофильму "Far and Away".
На сей раз Эния решила переиздать свой самый первый альбом, "Enya" (1987), который содержал музыку к сериалу BBC "Кельты". Композиции альбома были перезаписаны, а вместо инструменталки "Portrait" была помещена ее улучшенная версия "Out of the Blue", до этого изданная на сингле. Альбом своеобразный и непохожий на остальные альбомы Энии. Тут есть все: и космос, и земля; и грусть, и радость; и величие, и смирение. Композиции, в основном, инструментальные; кстати, в записи этого альбома участвовали сессионные музыканты (гитара в "I Want Tomorrow", волынка в "The Sun in the Stream" и скрипка в "to Go Beyond (II)"). Песня "Aldebaran" посвящена режиссеру Ридли Скотту ("Чужие", "Бегущий по лезвию бритвы"), творчество которого сильно нравится Роме Райан.
Четвертый альбом Энии ложится в один ряд с первыми двумя; некоторые критики даже рассматривают их как единый триптих. Стиль и структура снова выдержаны; но "Память деревьев" звучит мягче и богаче. Под эту музыку чувствуешь себя легче и свободнее. Композиции альбома отражают всю гамму человеческих чувств: жизнерадостность, богобоязнь и светлую веру, ностальгию, нежно-лирическую любовь, надежду и радость, печаль, оптимизм, а главное - уверенность в завтрашнем дне. К счастью, этот альбом избежал переиздания; возможно, потому, что вскоре вышел сборник лучших вещей Энии "Paint the Sky with Stars", на который, среди прочего, вошли две новые песни и несколько переработок старых.
Из особенностей этого альбома стоит отметить использование проволочных струн в качестве инструмента. Их звучание придает композициям особые шарм и элегантность. ...Наконец, в том же 2000-ом году выходит японское издание альбома, на котором несколько затянутая инструменталка "the First of Autumn" заменена красивой гэльской песней "Isobella".
Есть у Энии еще одна привычка, вредная с точки зрения постсоюзного фана. Множество песен Эния выпустила на синглах, которые в наших странах бедному студенту практически невозможно достать. При этом композиции на синглах ничуть не уступают альбомным. Вот полный список тех песен, которые не вошли в альбомы:
Поверьте мне, люди, других композиций, кроме как перечисленных в составе альбомов и списке синглов, у Энии просто нет! Безусловно, Энию любят, и поэтому, бороздя бескрайние просторы интернета, я обнаруживал, что Энии приписывали песни и композиции Clannad, Лорины МакКеннитт, Майка Олдфилда, Талиесинского оркестра и даже... Depeche Mode! Приятно, что у Энии такие самоотверженные фаны, но зачем же приписывать ей чужое? Кстати, стоит отметить наличие как минимум одного пиратского альбома, который приписывают Энии. Это альбом "Solas", который появился на свет в 1998 году, во время безудержного разгула пиратов, породившего "Metamorphoses", "Infinity" и "Blackmore's Kingdom". "Solas" не имеет с Энией ничего общего; возможно, поэтому иногда утверждается, что это продукт сотрудничества Энии и проекта Deep Forest. Я думаю, он и к Дип Форесту имеет мало отношения, но точной информации у меня нет. После выхода последнего альбома Энии прошло уже больше двух лет. За это время "ирландская фея" порадовала нас участием в саундтрэке к кинофильму "Властелин Колец: Братство Кольца", которое было как нельзя более удачно. Когда ждать следующий альбом? При таких темпах - к 2005 году. Но, как бы там ни было, сотворенного Энией вполне достаточно, чтобы вписать ее имя в историю музыки золотыми буквами... Ссылки
© , 2003
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|