Enigma 4: Интервью с Майклом КретуВопрос: Когда вы создали Enigma в 1990 году, думали ли вы о том, что этот проект просуществует достаточно долго, чтобы встретить наступление 2000 года? Крету: На самом деле да, так как он был запланирован на 10 лет. Я планировал выпустить три альбома и сборник лучших композиций Enigma в честь начала нового тысячелетия. В.: Живой концерт Enigma так и не состоялся? Крету: Это так. Но я думал об этой возможности. На подготовку нужно было 2 года, для того чтобы сделать то, что я хотел, более того, это было чистым сумасшествием. В конце концов я предпочел использовать эти 2 года для записи еще одного альбома. Я сам, а также фаны Enigma получили от этого большее удовольствие. В.: Enigma означает "загадка", "тайна". Когда вы пришли к такому названию, вы хотели, чтобы детали проекта остались в тени. Актуально ли это название до сих пор, несмотря на то, что первоначальный замысел уже утерян? Крету: Enigma - это слово, которое действительно должно было положительно сказаться на популярности и известности проекта. Конечно, мне бы хотелось, чтобы никто не знал, кто скрывается за этим названием. К сожалению, некоторые не могут держать свой язык за зубами. Поэтому в течение многих лет я старался насколько это возможно избегать излишнего к себе внимания. В.: Если говорить о техническом прогрессе с 1990 года, об Интернет, WWW: Крету: Учитывая всю ту бессмыслицу, которая пишется сегодня, я считаю, что важнейшее преимущество Интернет состоит в том, что с этих пор не нужно вырубать так много деревьев. Это объясняется тем, что теперь можно писать всякие глупости, не используя так много бумаги. Кроме вышесказанного, все это мне не очень нравится. В композиции "Silence Must Be Heard" ("Тишину нужно услышать") я отвечаю на этот вопрос: People talk too much for what they have to say
(Люди говорят слишком много, а сказать-то им нечего
В.: Я хотел упомянуть о том факте, что музыкальная концепция, "выжившая" в течение более 10 лет и воплощенная в 4 альбомах - это более чем редкость. Звук обычно меняется в течение короткого времени. Давайте вспомним транс, техно, гранж, эмбиент, Крету: Причина, вероятно, состоит в том, что с самого начала Enigma всегда была музыкой, чуждой какому-либо направлению. Она казалась неким НЛО, она приземлилась как НЛО и сегодня остается все тем же НЛО. В течение последних 10 лет можно было наблюдать повсеместный культурный консерватизм. Но это не лишает меня надежды, что на рубеже тысячелетий кому-то хватит смелости создать что-то действительно новое, а не удовлетворится заимствованием того, что уже доказало свою надежность. Это можно увидеть везде: в живописи, в моде, в кинематографе: Всего лишь полное и бесхитростное заимствование. В.: Вас называют "алхимиком музыки". Вы открыли новую формулу для "The Screen Benind The Mirror"? Крету: Работа "алхимика" - это то, что мне особенно нравится. Существуют различные пути достижения одной цели, но неизвестно, какой из них будет в конце концов выбран. Я не хочу этим сказать, что не использую никакие заранее обдуманные идеи, и что все просто сваливается с неба! Но я по-детски люблю сочинять: я не слишком беспокоюсь о потерях, я никому ничего не должен, скорее я просто следую своим желаниям. И фундаментальная формула, философская подоплека моей работы остается неизменной. Вот почему любой альбом, лучше он или хуже, имеет свою ценность. Он отражает мою психологическую ситуацию, мои мысли, мои чувства к жизни в момент работы над ним. В.: Ваша тематика всегда связана с абсолютом, человеческой природой, сексуальностью, смертью, перерождением, бесконечностью, верой, религией, семьей, любовью: Крету: "The Screen Behind The Mirror" ("Обратная сторона зеркала") вполне могло бы быть названием книги Сартра. Я хочу этим сказать, что каждый, кто смотрит на себя в зеркало, видит себя так, как он хочет видеть. Но между тем, как кто-то видит себя и тем, какой он на самом деле, находится целый скрытый мир. И почему все постоянно твердят, что я говорю о сексуальности? Это один из центральных вопросов человеческой природы. Так было раньше и так будет всегда. Это верно также и для животных, и даже для растений: Нельзя отрицать истинную основу жизни и поступать, как будто ее не существует. В.: И как вы относитесь к этому? Крету: Мой совет: равновесие! Не имеет значение, что вы ждете от жизни и что вы делаете. Искусство равновесия - это ключ ко всему. Вот для чего я выбрал технический термин в названии "Gravity Of Love". Гравитация - притяжение, магнетизм, сила тяжести. Но эти слова также описывают и человеческие чувства: В.: Какой ваш идеал человеческих качеств? Крету: Он состоит из трех важных понятий: справедливость, терпимость и смирение. Я говорю о смирении в "хорошем" смысле: будь то самый богатый человек в мире, или величайший новатор всех времен: каждый - не более чем песчинка по сравнению со Вселенной. Смирение - это форма признания другого измерения, которого я не знаю и которое не могу объяснить. Но я знаю, что оно существует. Это что-то вроде другого, высшего разума. Это может быть облако, круг, куб, который вполне может иметь усы, 15 глаз или 13 щупалец, никто не может этого знать. В.: В философском смысле, чувствуете ли вы покорность в отношении бытия? Крету: В некоторой степени. Но для меня очень важно то почтение, которое я переношу в это высшее измерение. В одном из моих произведений я называю это Глазами Истины ("The Eyes of Truth") В.: Почему? Крету: Я получил все, что я хотел, включая творческий и музыкальный план. И я знаю, что я должен показать свою признательность. В.: Четвертый альбом Enigma имеет свой собственный язык? Крету: Если так, то это язык человечества. Я могу наблюдать реакцию людей, находящихся в разных местах, когда они слушают его. Моя музыка посылает им сигналы, которые воодушевляют и волнуют их. В этом также состоял секрет первого альбома, потому что он вызывал одинаковые эмоции у всех, будь то эскимос из Гренландии или же маори из Новой Зеландии. В.: Эти сигналы слышны гораздо яснее в альбоме "The Screen Behind The Mirror": Крету: Теперь я передаю их в расшифрованном виде. Существует слишком много людей, которые думают об этом и не находят ответа. Зачем оставлять их в стороне? По отношению к музыке Пол Маккартни сказал очень правильную вещь: "записываешь сегодня, анализируешь завтра". В.: Какое впечатление производит этот альбом на слушателя? Крету: Песни и аранжировка многогранны. Альбом предлагает различные эмоциональные грани для каждого, в соответствии с его настроением и чувствами. Здесь каждый может открыть и полюбить что-то для себя. После того, как я завершил создание альбома, это было первое, что я заметил. В.: Что "загадочного" ("enigmatic" - прим. перев.) в вашей музыке? Крету: Перед тем, как начать работу над этим новым альбомом, я задался вопросом, могу ли я сделать что-то стоящее? Когда создавался первый альбом, у меня уже было множество мыслей. Вообще же, появление идей такого рода - это дело удачи, случая Вот почему коммерческий успех больше не имеет для меня никакого значения. Я знаю направленность этого альбома. И я очень счастлив от того, что способен, несмотря на седину в волосах - ведь сегодня я уже почти ветеран шоу-бизнеса - создать альбом, полный молодости, свежести и энергии. Это доказывает мне, что я до сих пор полон жизни и энергии. Я делаю свою работу с энтузиазмом 18-летнего юноши, но с опытом 42-летнего человека. В.: Как вы входите в то настроение, которое необходимо для написания и аранжировки музыки Enigma? Крету: Я никогда не бываю так ослаблен, как в эти моменты. Я могу писать коммерческую музыку в любое время. Однако, мои цели в другом. Не сложно написать превосходный альбом Элтона Джона. Но то, что я делаю - это "алхимия". В начале нет ничего. И создание начала из этого ничто - это то, что действительно привлекает меня. В.: Голоса в это четвертом альбоме Enigma звучат по особенному. У меня сложилось впечатление, что они были использованы как инструменты и наоборот, инструменты звучали как голоса. Крету: Все правильно. Голоса в "The Screen Benind The Mirror" и есть инструменты. Таким образом они и воспринимаются: не очень громкие, неясные: "Gravity Of Love" - это соло. Тем не менее, все композиции различны, соблюдается лишь общий настрой. И я благодарю Бога, который дал мне достаточно идей для того, чтобы не заставить меня повторять самого себя. Когда я "цитирую" другие альбомы, это делается лишь для того, чтобы пробудить воспоминания, но уже в новом контексте. В.: Из этих четырех дисков можно составить цепочку: окончание альбома Enigma также с легкостью может быть началом следующего альбома. Крету: Да, это так. В.: В двух композициях, включая сингл (The Gravity Of Love - прим. перев.), используется женский вокал. Почему вы выбрали Ruth-Ann из группы "Olive", занявшей первое место в Англии с композицией "You Are Not Alone"? Крету: С их успехом это не связано. Это ее голос, и только он. Его новизна, его свежесть, его простодушная молодость - в общем смысле этого слова. Я никогда ранее не слышал такого. Ruth-Ann может делать со своим голосом невероятные вещи. Он может быть сильный и мощный, как у Селин Дион, или серьезный, как у Анни Ленокс. У нее также есть что-то от Chrissie Hind (из "Pretenders"). В.: Складывается впечатление, что вы предпочитаете английские голоса. Вы предпочитаете английскую музыку американской? Крету: Английскую музыку я люблю в тысячу раз больше. Все мои любимые музыканты - из Англии. В.: Этот альбом больше инструментальный. Почему в этот раз слов гораздо меньше? Крету: Не знаю. Когда я создал первый альбом Enigma, это было осуществление мечты моей молодости; в то время мне было около 30. Этот четвертый диск - работа гораздо более зрелого человека, гораздо более взрослого. Но он также очень близок к первому. Возможно, слова в двух предыдущих альбомах были слишком ясными, прямолинейными. В этот раз мне было достаточно ограничится намеками. А остальное - дело слушателя. В.: Какие составляющие необходимы для того, чтобы преобразовать обычную поп-композицию в песню Enigma? Крету: Только чувства. Я не могу найти подходящих слов. Это некоторое настроение, незначительные детали, которые заставляют меня думать "'это - оно". Если это приходит спонтанно, я не должен ни сомневаться, ни удивляться впоследствии, почему я сделал это так, а не иначе. Я всегда стараюсь не тратить свою энергию на то, чтобы ворошить прошлое! В.: Кстати, некоторые думают, что музыка записывается вот уже в течении 120 лет, другие - что музыка существует лишь тогда, когда ее воспроизводят. Крету: Или когда вы слышите ее в своей голове. В.: Будучи ребенком, вы учились в колледже для молодых одаренных музыкантов. К 22 годам вы окончили с отличием Музыкальную Академию во Франкфурте. Ваш любимый композитор: Крету: Уже в 12 лет это был Антон Брукнер, а отнюдь не Карл Орфф, как некоторые думают. Я могу воспринимать музыку по разному. Когда я читаю фрагмент "Carminа Burana" Карла Орффа, я слышу это произведение в своей голове. Для меня эти абстрактные символы, которые называют нотами, мгновенно трансформируются в музыку. В.: Почему музыка Enigma причисляется к поп-музыке, а не к "серьезной" музыке? Крету: Спросите об этом тех, кто придумал такие правила. В.: В этот раз для создания альбома вы использовали работу классического композитора. Как получилось, что вы выбрали "O Fortune", одну из мелодий "Dyed with carmine Burana", для альбома " Screen Behind the Mirror"? Крету: Это величайший фрагмент из всей музыки Карла Орффа. Эти 90 секунд очень выделяются, это просто фантастика. Это, вероятно, один из сильнейших фрагментов, когда либо написанных в классической музыке. В.: Что делает его таким выделяющимся? Крету: Он пробуждает основные, первичные инстинкты: В.: Почему вам это нравится? Крету: Почему мне это нравится? Из-за чувства, которое создается. Сигнал, который ничего не остановит. Он инспирирует нечто вроде почтительного страха, кроме того, это очень положительное чувство, это жизнь. В то же самое время это воинственная и радостная музыка. В.: Кто-нибудь, кто не знает Карла Орффа, не смог бы даже заметить, что эти 90 секунд в начале - не Enigma, то есть вы: Крету: Я не хочу, чтобы это прозвучало как самовосхваление, но я не верю, что есть много музыкантов, которые способны так же хорошо соединить поп-музыку и классическую музыку. В.: Композиция "Silence Must Be Heard" призывает замкнуться в себе? Крету: Нет. Она не говорит о том, что нужно молчать, а лишь о значении тишины. Вот почему я говорю, что я не очень словоохотливый человек. Музыка является и всегда будет лучшим средством, которое я нашел для выражения моих чувств и моих мыслей. В.: Прозвучало почти как у Конфуция. Крету: На самом деле Конфуций для меня один из самых значительных философов. В.: Например? Крету: "Дорога не является дорогой до тех пор пока она не освоена". Нельзя сказать проще. Моя музыка следует этой заповеди. Я хочу, чтобы все выглядело как можно проще, усложняясь лишь в силу каких-то моих причин. Я невероятно счастлив, когда мне удается написать что-то очень удачное. Я танцую вокруг своего инструмента как обычный ребенок. В.: После 20 или 25 лет, в течении которых вы пишите музыку, что дает вам так много энергии для того, чтобы продолжать этим заниматься? Крету: Музыка - моя страсть! Что другое я бы мог еще делать? Конечно, придет день, когда я буду слишком стар для этого, но, как ни странно, у меня создается впечатление, что до этого еще довольно далеко. Уже в 30 лет я поверил, что больше всего я способен создавать музыку. До Enigma оставалось 2 года: В.: Можете ли вы определить, в чем состоит послание Enigma? Крету: Я надеюсь, вы понимаете, что я не хочу всегда все объяснять. Сейчас самое время снова научиться читать между строк. "The Screen Behind The Mirror" не содержит никаких очевидных посланий, но зато содержит множество тайных, скрытых: Загадка, которую каждый должен решить сам. Кроме того, этот проект называется "Enigma" ("Загадка"), а не "Инструкция по эксплуатации"
| ||||||
|